К 145-летию открытия бухты Находка

 (500x338, 43Kb)

18 июня (1 июля по новому стилю) 1859 года произошло важное событие в истории бухты Находка — русские моряки Сибирской флотилии на пароходокорвете «Америка» под флагом Н.Н. Муравьева-Амурского открыли новые живописные берега, нанесли на все морские карты географические названия: залив Америка и бухта Находка.

К сожалению, в некоторых изданиях публицистического характера встречается легенда об открытии бухты Находка: «Спасаясь от шторма, судно укрылось в тихой бухте». Но в документах содержится менее романтическое, и более точное описание исторического момента, столь важного для города — порта. Напомним, что активное освоение и изучение Приморских земель началось в середине 19 века после того, как Г.И. Невельской установил судоходность Амура. [more=Читать далее >>]

В 1854 году адмирал Е.В. Путятин обследовал побережье Приморья от корейской границы до мыса Гамова. На карте появились русские названия заливов, мысов, островов. Заключение Айгуньского в 1858 году и Пекинского в 1860 году договоров между Россией и Китаем окончательно определило и активизировало освоение этого края.

В 1858 — 1859 гг. группа судов Сибирской флотилии обследовала Южное побережье Приморья. Эту экспедицию на п/х — корв. «Америка» возглавлял генерал — губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев — Амурский. П/х — корв. «Америка» был спущен на воду в 1856 году в Нью-Йорке на судостроительной верфи Уэбба, по заказу П.В — Казакевича, командира портов Восточного океана. Корвет был построен из дуба и имел следующие характеристики: водоизмещение — 544 т., длина — 50,3 м , ширина — 8,6 м , мощность — 140 лош.с., 8 орудий.

Командиром на пароходокорвете был капитан-лейтенант А.А.Болтин, начальником штаба экспедиции — В.М. Бабкин. Офицерский состав: старший офицер — лейте­нант П.Л. Овсянкин, старший штурманский офицер Я.Т. Астафьев, мичманы — В.Новицкий и М.К. Бахирев, Н.О., Красильников. Всего 31 матрос.

Итак, 15 июня 1859 года п/х-корв. «Америка» вышел из японского порта Хакодате, где Муравьев — Амурский совершал дипломатический визит, и взял курс на мыс Поворотный. 17 июня показалась земля. Обогнув скалистый мыс, судно зашло в воды неизвестного залива. Стоял густой туман, затруднявший видимость, моросил дождь. Корабль мед­ленно прошел вглубь залива, держась на расстоянии двух миль от берега, недалеко от высокой горы (сопка Сестра) стали на якорь. Обозначенное пунктиром на карте место говорило о малой изученности района.

В 4 часа утра 18 июня штурман Н.О. Красильников принял вахту у старшего офицера Я.Т. Астафьева и, именно им была сделана историческая запись в вахтенном журнале: "В 6 часов снялись с якоря, и пошли к осмотру берега заметили углубление и открыли бухту, имеющую положение от северо-востока на юго-запад около 3 миль , шириною от 1 до 1,5 мили , глубины везде равные: от 5 до 4 сажен, грунт ил с песком, на правом и левом берегу два селения. По приказу Его Сиятельства эта бухта названа «Находка».

Залив же стал носить имя одного из самых быстроходных судов Сибирской флотилии. Хотя уже с 1855 года на всех английских картах он был известен как залив Горнет. Такое название залив получил в результате экспедиции английских кораблей «Винчестер» и «Барракуда».

Спустя годы по политическим мотивам залив вновь переименовывают. С 1972 года он называется залив Находка.

В списке членов команды пароходокорвета «Америка» есть фамилия человека, подробности жизненного пути которого были восстановлены в результате научно — исследовательской работы сотрудников МВЦ «Находка».

Александр Арсентьевич Болтин родился 13 августа 1832 года в Псковской губернии, в семье потомственных дворян. В 1849 году 17-летний Александр Болтин после окончания Морского кадетского корпуса поступил юнкером на Балтийский флот и уже через 3 года был назначен мичманом в кругосветное путешествие на фрегат «Паллада». Там проявились его способности к рисованию. Болтин делал рисунки новых берегов, помогал в составлении штурманских карт. В ходе плавания на «Палладе» один из мысов на корейском полуострове был назван в его честь — мыс Болтина (Мусудан).

В 1855 году в звании лейтенанта Болтин выезжает на Дальний Восток. 8 августа 1858 года уже капитан — лейтенант Болтин возглавляет экипаж недавно простроенного в Нью-Йорке п/х-корв. «Америка». Навигация 1859 г . была одной из самых насыщенных открытиями.
Тогда были открыты бухты Находка и Золотой Рог, заливы Америка, Уссурийский, Амурский, Славянский и Петра Великого, пролив Босфор Восточный, остров Русский. Во время службы на Дальнем Востоке Александр Болтин был удостоен 4-х наград, произведен в капитаны 1 ранга.

К этому времени Александр Арсентьевич обзаводится семьей. Его женой становится Александра Геблер — дочь Иркутского надворного советника. В 1860 и 1862 годах появляются сыновья Владимир и Арсений.

11 июня 1866 г . после 11—летней службы в Сибирской флотилии, Болтина переводят на Балтийское море. В 1867 году Александр Арсентьевич сдал свой п/х-корв. «Америка» приемнику. Да­лее судьбы капитана Болтина и пароходокорвета «Америка» во многом схожи: ярких событий не было, последней службой стала пожарная охрана у капитана в Одессе, у корвета во Владивостокском порту.

24 декабря 1883 года — пароходокорвет «Америка» исключили из списков флота, годом позже 5 августа 1884 года и продали с торгов. Видимо, капитан 1 ранга в отставке А.А. Болтин следил за судьбой своего корабля и в 1885 г . в память о нем создал картину «Пароход Америка».

С марта 1870 года А. Болтин находился в отставке. Последние годы его жизни связаны с Одессой. Второй женой Александра Арсентьевича стала в 1874 году 24-летняя Ели­завета Николаевна, у них рождаются две дочери Елена и Александра.

В Одессе Болтин поступает на службу в Русское общество Пароходства и торговли капитаном парохода «Аксай» и водит свое судно по Средиземноморью.

В непогожий день 21 октября 1875 года пароход «Аксай» терпит крушение у берегов Сицилии. Видимо, эта катастрофа положила конец морской карьере А.Болтина, хотя впоследствии он дважды подавал прошение, хотя и безрезультатно, в Морское ведомство в Петербург о принятии его вновь на службу.

Все эти годы А.Болтин не перестает рисовать. В 1890 году он принимает участие в 1-й выставке Общества Южнорусских художников с картиной "Крейсер «Память Меркурия». В эти годы он служит в управлении градоначальника, а с 1889 года возглавляет Одесскую пожарную команду.

Заработанные в морских путешествиях болезни, давали о себе знать. В 1898 году Александр Арсентьевич ушел со службы, а через 3 года 22 апреля 1901 года скончался, о чем его жена Елизавета Николаевна сообщила в некрологе в «Одесском листке».

В 1995 году в Москве состоялась встреча сотрудника находкинского музея с потомками А.А.Болтина. У сына от первого брака Арсения было четверо детей, младший Евгений, 1900 г . рождения продолжил род Болтиных, он стал видным военным историком, доктором исторических наук, основателем военно-исторического журнала, перед войной возглавлял издание «Красная звезда». Один из главных трудов его жизни — общая редакция шеститомника по истории ВОВ, вышедшего в 1960 году.

Дочери Евгения Болтина от двух браков Ирина и Людмила тоже москвички, у них есть дети. Род Болтиных продолжается. К сожалению, неизвестна судьба дочерей А.Болтина от второго брака. Но есть предположение, что кто-то из них выехал за границу, и некая Болтина в США, после смерти, свое состояние завещала родственникам в России.

В ходе исследований были обнаружены фотографии А. Болтина. Одна была найдена в Одессе в мешках с материалами музея пожарников, другая — в семейном альбоме Болтиных в Москве. В экспозиции МВЦ «Находка» хранится еще один ценный экспонат — копия картины «Пароход Америка».

Итак, о жизни капитана Болтина теперь мы знаем многое. А судьбы скольких еще морских офицеров — первооткрывателей остаются неизвестными.

История же бухты Находка постепенно начинает проясняться, когда мы читаем отчеты и наблюдения русских гидрографов и топографов.

Первое обстоятельное описание гавани Находка сделал подпоручик корпуса флотских штурманов Ф.К.Орехов в 1866 году: «Гавань Находка (Сучан Шайна) находится в вершине залива Америка и вдается в его западный берег на 4 версты, шириной до 600 сажен во входе и до 259 — в вершине. Бухта эта названа гаванью по совершенно закрытому от ветров положению своему между холмами, покрытыми густым лесом берегами и окраинными, местами невысокими скалами. К северному входному мысу Шефнера прилегает небольшой, но высокий островок Новицкого. Глубина в гавани ровная от 5 сажен во входе до 3 сажен в расстояние 2-х кабельтовых от вершины гавани, с хорошим илистым грунтом. Приливы внутрь гавани не достигают.

Для наливки водой находится много впадающих в гавань с обоих берегов ручьев и в вершине гавани речка, а для рубки дров есть покрывающий прибрежье листовой лес».

Работа штабс-капитана корпуса флотски

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.